СМИ о Концерне

Почему Петербург мог стать автомобильной столицей России?

29 Июля, 2022

День Военно-Морского Флота! Это особый праздник для Санкт-Петербурга. Он появился относительно недавно, всего 83 года назад. Легендарный адмирал Николай Кузнецов в 1939 году предложил Совнаркому ежегодно поздравлять флотоводцев, дабы привлечь внимание к морской службе и сделать ее престижной. Праздник сначала решили отмечать 24 июля — в день рождения адмирала. Традиция просуществовала вплоть до 1979 года, а после его решили перенести на последний выходной день июля.

Мало, кто знает, но Петербург вполне себе мог претендовать на звание автомобильной столицы России. А все потому, что на Выборгской стороне, на территории, где сегодня располагается Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», во второй половине 19-го века начал выпуск автомобилей машиностроительный завод «Лесснера«. Подробности рассказал Авторадио представитель специального конструкторского бюро предприятия Виктор Ефимов:

— На нашем предприятии изготавливались в течение непродолжительного времени, пять с небольшим лет, несколько десятков автомобилей разных типов. Это и пожарные автомобили, легковые, грузовые, даже автомобили для заключенных.

Предприятие было основано в 1853-м году купцом Густавом Арнольдовичем Лесснером. И первоначально планировалось, как ткацкая фабрика, но в итоге открылась как фабрика канцелярских принадлежностей:

Когда начинали изготавливать, предприятие было небольшое. Начало было скромным. В год открытия предприятия в 1853 году, оно имело всего одну паровую машину мощностью 8 лошадиных сил, три кузнечных горна и несколько слесарных верстаков. Но дело по выпуску типографским принадлежностей оказалось доходным, и завод со временем вырос в многоотраслевое предприятие, постепенно освоив производство стационарных паровых машин. По терминологии тех лет – локомобилей и паровых судовых двигателей. Заказы морского ведомства приносили предприятию, заводу Лесснера, финансовое благополучие, и позволили расширить ассортимент выпускаемых продуктов.

С 1878 года Густав Лесснер приступил к постройке минных аппаратов и самодвижущихся пневматических мин, так в то время называли торпеды:

— Ну, а главную роль в развитии автомобильного производства на Лесснере сыграли два фактора: покровительство предприятию его основного заказчика, морского ведомства, и связь с талантливым русским инженером, выпускником высшей технической школы города Мюнхена, российским подданным, работавшем в Германии, Борисом Григорьевичем Луцким. Уже в 1890 году Петербургский завод «Лесснер« построил несколько стационарных газовых двигателей системе Луцкого, и экспонировал их в 1896 году на промышленной выставке в городе Нижний-Новгород. В 1904 году завод «Лесснера« выпустил свою первую машину – пожарный автомобиль с двигателем мощностью 12 лошадиных сил. В 1907 году в императорский гараж был приобретен отечественный темно-зеленый лимузин «Лесснер«, который называли русский мерседес.

Всего, по оценкам специалистов, за 5 лет на заводе «Лесснера« изготовили от 40 до 100 автомобилей разных типов. Но в 1909-м году он полностью прекратил производство машин. Поступил большой заказ на изготовление подводного оружия, страна нуждалась в восстановлении флота, поэтому военные заказы сулили гораздо бОльшую прибыль, чем продажа машин:

— К тому же, в 1909 году был расторгнут договор с фирмой «Daimler-Benz». Ну, как говорят советские историки, в то время наши военно-морские заказы были важнее. Как оказалось, инициатором расторжения договора между Лесснером и Бенцом все-таки была немецкая сторона. Как считали немцы, наше предприятие было недостаточно рентабельным. Стоимость автомобилей Лесснер превышала стоимость автомобилей, выпускавшихся Мерседеса-бенцом. Они были дороже, причем заметно дороже, но по своим характеристикам, по надежности они превосходили в то время даже немецкие образцы. Покупатели в то время, из-за того, что стоимость автомобилей Лесснера превышала стоимость автомобилей Бенца, предпочитали завозить машины из Германии. Вот, наверное, поэтому немецкая сторона решила расторгнуть договор.

Еще до 1914-го года завод занимался ремонтами автомобилей. Но изготовление машин так и не возобновилось. В 1919 году происходит национализация заводов «Лесснера». В ноябре 1927 года предприятие получает название «Двигатель». С этого же времени оно становится основным производителем подводного оружия для Военно-Морского флота. Спустя четыре года, на заводе создаются специальное конструкторское бюро и опытно-исследовательский отдел. Предприятие сосредотачивается на серийном выпуске торпедного оружия. Со временем завод "Двигатель" превратился из разрозненных мелких мастерских в хорошо оборудованный завод крупносерийного производства. К 1940 году выпуск мин и торпед составлял до 800 штук ежегодно.

— Во время войны часть завода «Двигатель была эвакуирована в город Уральск, Северный Казахстан, и занималась изготовлением подводного оружия там. Другая часть – осталась в Ленинграде. Здесь изготавливали и комплектующие для Катюш, автоматов ППШ. В блокадном городе, испытывая нечеловеческие трудности, прикладывая неимоверные усилия, защищали нашу страну..

После войны завод «Двигатель» осваивал разработку и производство новых образцов вооружений для ВМФ, сотрудничая с НИИ-400, а затем с Научно-производственным объединением «Уран». Предприятие выполняло заказы по целому ряду стратегически важных для отечественного судостроения направлений. Одной из разработок стала первая в стране телеуправляемая торпеда..

— Отличительная особенность телеуправляемой торпеды заключается в том, что она имеет возможность переключать скорость во время наведения. Дело в том, что сама по себе торпед во время движения создает большой шум. И стреляющему кораблю, порой, не слышна цель, которая подавляется шумом торпеды. Телеуправление позволяет переключить скорость, торпеда становится бесшумной, и стреляющая лодка слышит цель. Цель же тоже маневрирует, уходит, когда знает, что по ней работает торпеда. И стреляющая лодка позволяет вывести торпеду на эту цель. Когда цель ставит помехи, при помощи телеуправления можно их преодолеть, выключив акустическую систему наведения, а как помехи будут пройдены, опять это всё включить.

В 2006-м году завод «Двигатель» вошёл в состав концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор», а в 2019-м вместе с концерном стал частью корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Сейчас предприятие производит мины и торпеды для защиты наших морских рубежей, поражения кораблей и подводных лодок неприятеля. Здесь же выпускаются гидроакустические приборы для защиты подводных лодок, а также подводные буксировщики для доставки водолазов и многое другое.

Сегодня Концерн «Гидроприбор» играет ведущую роль в разработке, создании и поставке морского подводного оружия в России. Это уникальное предприятие, государственный научный центр, где разрабатывается, создается и производится практически вся основная номенклатура МПО, а также средства борьбы с ним.

Источник

© 2022 АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»