ВЭБ: мастер-план развития ДФО поможет привлечь инвесторов в туротрасль
13 Сентября, 2022
К 2035 году серый рынок средств размещения на территории Сахалина, Приморья и Камчатки сократится в несколько раз. О том, как реализация мастер плана в рамках нацпроекта "Туризм и гостеприимство" поможет Дальнему Востоку стать развитым туристическим кластером, корреспонденту РИА Новости Татьяне Головановой рассказал старший управляющий банкир бизнес-блока ВЭБ.РФ Антон Перин.
- В 2021 году был утвержден новый нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства". Какие туристические мастер-планы готовятся в его рамках?
- На ВЭФ-2022 много звучало про территориальные схемы, были отдельные сессии по мастер-планированию. Такие системные документы очень важны для планомерного развития регионов. В 2022-2024 годах запланировано создание мастер-планов для 12 туристических макрорегионов в рамках нацпроекта. Сейчас в разработке находятся три: "Большое Золотое кольцо", "Западный Юг России" и "Дальний Восток". Инициатор всех проектов – Федеральное агентство по туризму. Проектный офис ООО "ПроГород" (входит в группу ВЭБ) выступает в роли квалифицированного заказчика, контролирующего все этапы работы – от подготовки технического задания до согласования и приемки результатов. Подрядчики – многопрофильные консорциумы. В каждый из них обязательно входят компании с подтвержденной экспертизой в области мастер-планирования и консалтинга в сфере туризма и гостиничной недвижимости.
В процесс вовлечены и сами регионы в формате рабочей группы, куда входят профильные органы власти в сфере туризма. Терсхемы (мастер-планы) – не просто документ, они должны помочь ответить на вопросы, как должен распределяться турпоток внутри этих макрорегионов, какая у них должна быть специализация, как правильно развивать эти регионы, в том числе при помощи господдержки.
- А как идет разработка мастер-плана для Дальнего Востока?
- Разработка туристического мастер-плана "Дальний Восток", куда входят Камчатка, Сахалин и Приморье, состоит из четырех этапов. Первый – это исследование, вовлечение экспертов и социологические опросы. Это аналитика с использованием Big Data. То есть, мы обрабатываем весь массив данных, который необходим под конкретный регион. Дальше уже начинаем с этим массивом работать, определяя туристический запрос, узкие места по конкретным территориям. И потом уже начинаем формировать целостную картину будущего. Что для нас принципиально важно – это должен быть рабочий документ, не просто красивые презентации для отчета. На его основе должна меняться градостроительная документация, должны решаться земельные вопросы и так далее.
Сейчас идет третий, в рамках первых двух уже подготовлены комплексный анализ территории, пространственная стратегия развития туризма, в каждом из трех регионов выделено по 4 наиболее перспективные точки роста – всесезонные курорты. Подбор этих 12 территорий производился по согласованию с регионами с учетом термальных и бальнеологических ресурсов, возможностей пляжного отдыха и потребности в формировании равномерного каркаса туристической инфраструктуры.
Понятно, что Дальний Восток в силу своей удаленности от европейской части России сегодня является своего рода "лакшери сегментом" внутреннего туризма. Для жителей Москвы поездка на Дальний Восток – это уже большое событие. Но при этом регион может закрыть главную потребность нашего туриста-соотечественника – с точки зрения отдыха нам всем не хватает моря и пляжа. И поэтому все говорят про Турцию, Египет, Дубай. Но здесь есть океан. Здесь самая протяженная береговая линия в России. Сочетание океана, уникальной природы, термальных источников, интересной гастрономии позволяет развивать здесь практически любой вид туризма.