Есть также четыре проекта, которые реализуются с участием индийских компаний и 31 резидента из других стран. Например, предприятие "Джей Ти" запустило первую и единственную на Дальнем Востоке чаеразвесочную фабрику мощностью 1 млрд чайных пакетиков в год. Местом для расположения производства по выпуску весового и пакетированного индийского чая стал индустриально-логистический парк "Авиаполис Янковский" в Приморском крае.
Преференциальные режимы становятся более привлекательными для зарубежных инвесторов. С начала 2024 года на ТОР и в СПВ началась реализация 10 новых проектов с иностранным участием. "В этом году появилось еще десять новых проектов с иностранным участием на сумму 13,7 млрд рублей. Из них Китай реализует восемь проектов с объемом вложений в 10,7 млрд рублей. Инициативы касаются таких сфер, как добыча угля, производство и переработка зерновых и масленичных культур, строительство, судоремонт, образование", - сказал Сергей Скалий.
Международная ТОР
Усилит сотрудничество с иностранными инвесторами и новый вид территории опережающего развития - Международная ТОР (МТОР). Механизм МТОР заработает в 2025 году. Под создание таких зон определены площадки в Приморье и Амурской области и других регионах. В рамках МТОР также возможно применение процедуры свободной таможенной зоны.
Как рассказал Сергей Скалий, резидентом международной ТОР может стать новое российское юридическое лицо, при этом не ограничивается участие в нем иностранных юридических и физических лиц, что позволяет привлекать средства зарубежных инвесторов. Для получения мер государственной поддержки резидент МТОР должен будет запустить предприятие, ориентированное на продукцию с высокой добавленной стоимостью с капитальными вложениями в объеме не менее 500 млн рублей.
Несмотря на санкции, международное сотрудничество развивается, особенно со странами Азией. Это выражается и в числе проектов, и в суммах инвестиций, и в уровне товарооборота. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится ключевым для России с точки зрения перспектив наращивания экономического сотрудничества.
В АТР поставляются минерально-сырьевые продукты, продукция металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты, уголь, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, химическая продукция, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, техника и другое. В значительном объеме отправляется на экспорт рыба, морепродукты.
Россия импортирует из стран АТР машины и оборудование, транспортные средства, химическую и сельскохозяйственную продукцию, текстиль, одежду и обувь, технические инструменты и аппаратуру и другое. Товарооборот российского Дальнего Востока с Китаем за последние 10 лет удвоился и по итогам прошлого года достиг $23 млрд.
Погранпереходы
Разворот экспортных потоков на Восток предъявляет новые требования к приграничной инфраструктуре. Пункты пропуска на Дальнем Востоке в 2023 году обработали 211 млн тонн грузов, при этом сухопутные пункты на границе с Китаем увеличили грузооборот с 29,9 до 40,4 млн тонн.
Значимый вклад в рост показателей внесли запущенные в 2022 году два новых мостовых перехода - Благовещенск - Хэйхэ в Амурской области и Нижнеленинское - Тунцзян в Еврейской автономии. "За прошлый год по ним перевезли 3,8 млн тонн грузов. При этом потенциал этих объектов на порядок выше - до 4 млн тонн - Благовещенск - Хэйхэ и до 24 млн тонн - Нижнеленинское - Тунцзян. Дальнейшему увеличению объемов перевозки будет способствовать развитие логистической инфраструктуры на примостовых территориях", - сказал Сергей Скалий.
Так, вблизи моста у Благовещенска функционирует новый таможенно-логистический терминал "Кани-Курган", создается многофункциональный железнодорожный терминальный комплекс "Сухой порт Благовещенск", ведется строительство пункта пропуска "Кани-Курган". У моста в Еврейской автономии реализуется проект по созданию транспортно-логистического центра и планируется строительство железнодорожного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов и продуктов нефтехимии.
В Амурской области также появится единственная в мире трансграничная канатная дорога через Амур между Благовещенском и китайским Хэйхэ. В 2025 году планируется запустить надежное круглогодичное комфортабельное пассажирское сообщение между двумя странами. Объект будет состоять из двух независимых линий с двумя кабинами вместимостью до 110 человек каждая. В год дорога сможет перевозить до 1,7 млн человек. На российской стороне строится четырехуровневый пассажирский терминал общей площадью 26 тыс. квадратных метров. Вместе с терминальной станцией канатной дороги в нем будут работать пункт пропуска через государственную границу, магазин беспошлинной торговли, рестораны, торговые и развлекательные объекты.
Как сообщал ранее глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков, в Хабаровском крае реализуется Единая российско-китайская концепция развития острова Большой Уссурийский, разрабатывается мастер-план российской части острова и прилегающих территорий Хабаровского края. На первом этапе предполагается строительство грузопассажирского трансграничного перехода, создание туристической и деловой инфраструктуры. Общий объем инвестиций с российской стороны составит не менее 80 млрд рублей. Планируется, что к 2030 году грузооборот через остров достигнет 1,3 млн тонн, пассажиропоток - 1,4 млн человек.