Санкции подтолкнули российский бизнес активнее находить партнеров внутри страны, преодолевая свойственную ему порой инертность, уверен статс-секретарь замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов. В интервью РИА Новости он рассказал, как усилилось взаимодействие отечественных предприятий, зачем открывать в регионах оптово-продовольственные рынки, как государство договаривается с торговлей о сдерживании цен на продукты, а также оценил последствия ухода западных брендов из России и посоветовал, как металлургам пережить нелегкие времена. Беседовали Наталия Мирошниченко и Анна Шавырина.
– Виктор Леонидович, Минпромторг предложил возродить оптово-продовольственные рынки. Сколько их может появиться в стране?
– Знаете, что интересно, эту тему даже не мы придумали в Минпромторге, это ряд региональных руководителей сказали о том, что такой формат нужен. Мы считаем, что в каждом субъекте РФ должен появиться оптово-продовольственный рынок, их не надо много – по пять или десять – на самом деле, достаточно одного крупного рынка на регион. Главная задача – дать возможность малым фермерским хозяйствам привезти товар, расфасовать и упаковать, а дальше продукция будет расходиться по точкам розничных продаж.
Нужно, чтобы каждый человек, который хочет, чтобы его продукция оказалась на прилавках магазинов, мог это сделать. При этом розничная продажа на самом рынке не возбраняется. Оптово-продовольственный рынок – это очень удобно, такие форматы активно развиваются во Франции и Испании. Мы заинтересованы в динамичном развитии таких рынков в нашей стране. А поскольку в настоящее время такой формат не совсем окреп и требует особой заботы со стороны государства, то мы считаем, что крайне важно подумать над мерами господдержки.
– Когда ждать открытия первых точек?
– В принципе, механизм уже создан, поэтому здесь вопрос к регионам. Нужно понимать, какие меры поддержки регионы готовы оказывать организаторам оптовых продовольственных рынков. С регионами в этом плане мы достаточно активно взаимодействуем. Интерес большой, кстати.
– В целом, вы верите, что малый бизнес будет активно развиваться в России?
– Да, верю. Я считаю, что решения, которые сегодня принимаются правительством с точки зрения поддержки развития малого бизнеса, очень продуманные и адекватные. Надеюсь, что они будут стимулировать наших сограждан заниматься предпринимательской деятельностью. Без малого бизнеса всем тяжело, малый бизнес нужен, прежде всего, это занятость и возможность создавать нишевые продукты, что тоже очень важно.
– Ряд ритейлеров в начале года объявили об ограничении торговых наценок на ряд социально значимых товаров. Продолжают ли они их удерживать?
– Целесообразно продолжать подобную практику?
– Конечно. Для граждан это хорошо, особенно для тех, кому по каким-то обстоятельствам такая поддержка требуется. Поэтому, безусловно, мы это поддерживаем.
– Может, тогда стоит это нормативно закрепить?
– Ждать ли нового всплеска продовольственной инфляции ближе к концу года?
– Надеюсь, что нет. Пока что мы видим, что начались в большей степени дефляционные процессы.
– Уже почти четыре месяца в России работает механизм параллельного импорта. Не зафиксирован ли за это время рост поставок контрафактной и фальсифицированной продукции?
– Кстати, стоит ли маркировать продукцию, ввезенную по параллельному импорту? Такое предложение прозвучало на "Неделе российского ритейла".
– Я могу сказать только о продукции, которая сегодня и так попадает под обязательную маркировку. Неважно, ввозится она, используя механизм параллельного импорта или нет, она должна маркироваться. Здесь не будет никаких исключений. А вот про новые виды продукции для маркировки пока говорить рано.
– Иностранные компании продолжают уходить из России. Как вы оцениваете ситуацию?
В целом, никакой трагедии в происходящем нет. Рынок не терпит пустоты, том числе российский. Срабатывает принцип конкуренции: кто-то ушел – ему на смену пришли другие. И ушедшему вернуться в прежнюю нишу будет гораздо сложнее, а то и невозможно.
– Тем не менее некоторые все же принимают решение уйти из РФ, к примеру, тот же H&M,происходит перераспределение бизнесов на рынке. Нет ли у Минпромторга опасений, что такая ситуация впоследствии может привести к появлению монополий?