Z-новости

Госдума рассмотрит во II чтении очередной пакет мер налоговой поддержки граждан и бизнеса

30 Июня, 2022

Госдума на заседании в четверг рассмотрит законопроект, посвященный комплексу мер налоговой поддержки для граждан и бизнеса в условиях санкционного давления. Документ инициирован правительством РФ.

В поправках ко второму чтению законопроекта содержится норма о разовом повышении налога на добычу газа для "Газпрома" в сентябре - ноябре 2022 года на 416 млрд руб.

"Сумма налога, исчисленная налогоплательщиками, являющимися в течение всего налогового периода организациями-собственниками объектов Единой системы газоснабжения, за налоговый период, начало которого приходится на период с 1 сентября по 30 ноября 2022 года включительно, при добыче газа горючего природного по совокупности всех участков недр, лицензия на пользование которыми выдана таким организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, увеличивается на величину 416 000, выраженную в миллионах рублей", - сказано в тексте поправки в статью 343 Налогового кодекса РФ, которая определяет порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Кроме того, в поправках к законопроекту предусмотрена корректировка расчета топливного демпфера. Одна из составляющих формулы демпфера - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина в морских портах Северо-Западного федерального округа - теперь рассчитывается с учетом скидки на российскую нефть Urals. Эта норма будет действовать четыре месяца - с сентября 2022 года до 31 декабря 2022 года.

Среди других поправок - изменение формулы возвратного вычета по НДПИ для "Иркутской нефтяной компании" (ИНК) на строительство завода по переработке этана и сниженных углеводородных газов (СУГ) в полимеры. Предполагается, что с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2024 г. он будет отвязан от цен на нефть и установлен в фиксированном размере - 5 млрд руб. в месяц.

Кроме того, во втором чтении законопроекта на 4% будут проиндексированы акцизы на подакцизные товары (на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов). В соответствии с другой поправкой контролирующие лица КИК (контролируемых иностранных компаний), расположенных в недружественных странах, получают возможность непосредственно осуществлять права акционеров в тех российских компаниях, которыми они владеют через КИК. Для этого им будет необходимо подать заявление в ФНС. После принятия по такому заявлению положительного решения ФНС будет размещать в интернете перечень организаций, в отношении которых контролирующие лица осуществляют права акционеров. Такой порядок предусматривается до конца 2022 года с рядом ограничений.

О законопроекте

В редакции первого чтения законопроекта, который Госдума приняла на заседании 9 июня, документ содержит норму об освобождении на 2022 и 2023 годы от НДФЛ доходов физлиц от реализации золота в слитках. Кроме того, удержание НДФЛ не будет производиться в 2022 году при переводе брокером, попавшим под санкции, ценных бумаг и денежных средств клиента-налогоплательщика иному брокеру с одновременной передачей всех прав и обязанностей по соответствующему брокерскому договору на указанную "промежуточную" дату исчисления.

Также в 2022 году от НДФЛ освобождаются доходы, полученные по вынужденным сделкам, которые были совершены для вывода компаний из-под незаконных ограничений недружественных стран, наложенных на владельцев этих компаний.

В части налога на прибыль организаций и страховых взносов законопроект вводит налоговые льготы для компаний, занимающихся разработкой и производством электронной компонентой базы и электронной продукции. Кроме того, перечень объектов, расходы на которые учитываются при налогообложении прибыли при их последующей безвозмездной передаче в государственную или муниципальную собственность, дополняется инфраструктурными объектами. В состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включается имущество (вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции), безвозмездно полученное организацией из государственной казны РФ (положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года).

Помимо этого, устанавливается повышающий коэффициент к расходам на приобретение российского радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения, а также размер инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в отношении затрат на внедрение такого оборудования и программ.

Кроме того, законопроект позволяет российским банкам не включать в формируемый резерв по сомнительным долгам задолженность, образовавшуюся в 2022-2023 гг. по иностранным долговым ценным бумагам. Снижается фискальная нагрузка на российских юридических лиц - владельцев долговых ценных бумаг, выпущенных в соответствии с иностранным законодательством (еврооблигации) в связи с блокировкой зарубежными расчетными организациями выплат по этим ценным бумагам в адрес российских юрлиц.

Вычеты по НДПИ

В части налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) законопроект предусматривает налоговый вычет на период с 1 августа 2022 г. по 31 декабря 2040 г. включительно при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей молибден и медь, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Республики Хакасия, в объеме расходов на приобретение горнодобывающего оборудования и горной техники (положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2022 года).

Также предоставляется налоговый вычет по НДПИ при добыче железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Качканарского и Нижнетуринского городских округов Свердловской области на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2026 года включительно.

Для обеспечения стабильных условий осуществления деятельности плательщиков налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья корректируется порядок определения суммы предельных расходов для исчисления минимального НДД.

Также Налоговый кодекс РФ дополняется новым видом добытого полезного ископаемого - "щебень". При этом сумма НДПИ, исчисленная в отношении щебня, не может превышать произведения количества добытого полезного ископаемого за налоговый период и числа 16,5.

Подробнее в источнике