Вклад НИИ-400 в снятие морской минной блокады Ленинграда

06 Июня, 2023

5 июня город на Неве отметил важную историческую дату – 77-ю годовщину прорыва морской минной блокады Ленинграда. Она была установлена в память об открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн — Хельсинки 5 июня 1946 года. С этого момента Ленинградский морской порт заработал в полную силу. Восстановление судоходства по Балтике было необходимо не только для роста промышленности послевоенного Ленинграда, но играло огромную роль в развитии экономики всей страны.

Согласно архивным данным, целенаправленные противоминные действия по восстановлению безопасного плавания судов в Балтийском море начались осенью 1944 года. До этого на протяжение нескольких лет суда не могли выйти из Финского залива, минная опасность затрагивала более 20 тысяч квадратных миль.

«Оборонительные минные заграждения там появились ещё в Первую мировую войну, а во Вторую мировую Балтийское море, можно сказать, превратилось в пороховую бочку. По разным оценкам, участниками конфликта было выставлено от 50 до 80 тысяч мин, - рассказал почетный ветеран труда «Концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор» Владимир Николаевич Антонов. - Первые постановки мин немцы начали за шесть дней до объявления войны. Вечером 21 июня 1941 года начались массированные минные постановки в устье Финского залива. Насколько плотно была заминирована Балтика, можно было только догадываться. Точно известно одно: без специальных средств противодействия пройти сквозь такие барьеры было практически невозможно».

Для АО «Концерн «МПО - Гидроприбор», который с момента своего основания занимается разработкой и созданием морского подводного оружия, день прорыва минной блокады имеет особое значение. В период 1943-1944 г. постановлением Правительства СССР был организован Научно-исследовательский минно-торпедно-тральный институт №400, правопреемником которого является «Гидроприбор». 80 лет назад перед инженерами и конструкторами НИИ-400 была поставлена задача в сжатые сроки создать собственное, новейшее по тем временам противоминное оружие. По воспоминаниям ветеранов, тогда в тральном отделе института работало всего 9 человек.

Весь послевоенный период был посвящен разработке контактных и неконтактных тралов. В годы Второй Мировой войны фашистская Германия впервые применила новейшие донные магнитно-акустические мины – такие до сих пор не стояли на вооружении ни одной страны. Специалистам НИИ-400 предстояло найти эффективный способ обезвреживания неконтактных мин – вытраливать их было намного сложнее, чем якорные.

«В короткое время были разработаны и запущены в серийное производство контактные и неконтактные тралы. Широкомасштабное боевое траление на Балтике продолжалось до 1963 года», - уточнил В.Н. Антонов.

Таким образом, сотрудники НИИ-400, наряду с моряками-балтийцами, внесли неоценимый вклад в снятие морской минной блокады Ленинграда.

Кроме того, опыт, полученный при разминировании Балтийского моря, стал важным и актуальным для других регионов и стран, где проводились минно-заградительные действия.