История
ГНЦ РФ АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» ведёт свою историю от Центральной научно-технической лаборатории Военного ведомства, основанной 26 августа 1914 года. Непосредственные предшественники в советский период – Остехбюро, ЦКБ-36, ЦКБ-39, НИИ-400, занятые разработкой минного, противоминного и торпедного вооружения, самоходных или буксируемых подводных телеуправляемых аппаратов.
Собственная история АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» началась 11 февраля 1944 г., когда во исполнение постановления Государственного комитета обороны СССР № 4133сс от 15.09.1943 г. Народный комиссариат судостроительной промышленности издал приказ № 054 об организации в Ленинграде на инфраструктуре бывшего завода № 231 и базы катеров ЦКБ-36 Научно-исследовательского минно-торпедно-трального института № 400 (НИИ-400) НКСП.
Главными задачами института стали создание качественно новых и модернизация серийных образцов торпедного, минного и противоминного оружия.
В 1948 году в г. Ломоносове создаётся специализированный филиал института для разработки торпед с тепловыми двигателями.
В 1950-е годы институт превращается в многопрофильную организацию с развитой лабораторно-стендовой базой, собственным флотом опытовых кораблей и сильным опытным производством.
В 1966 году за успехи в деле создания оружия для ВМФ институт награждается орденом Трудового Красного Знамени. В том же году НИИ-400 переименован в НИИ «Гидроприбор».
В июле 1969 года НИИ «Гидроприбор» преобразован в Центральный научно-исследовательский институт «Гидроприбор» с включением в его состав ЦКБ-145. В связи с ростом и расширением институт превращается в головное предприятие отрасли. В 1972 году создан филиал в г. Уральске, в 1974 – филиал «Касатка» (Гагры). Успешно функционируют специализированные отделы института в г. Каспийске (Дагестан), Петропавловске (Казахстан), Феодосии (Крым) и Пржевальске (Киргизия).
В 1973 году институт становится головной организацией НПО «Уран», в которое также вошли завод «Двигатель» и филиалы института.
В 1982 году за большие заслуги в создании новой техники НПО «Уран» было награждено орденом Октябрьской Революции.
В 1991 году НПО «Уран» прекратило своё существование. ЦНИИ «Гидроприбор», завод «Двигатель» и филиал в Ломоносове, получивший название НИИ морской теплотехники, стали самостоятельными государственными предприятиями. Остальные филиалы и отделы института и значительная часть производственной базы отрасли оказались в сопредельных России государствах.
В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра, которым он владеет до настоящего времени.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.02.2004 г. № 133 ФГУП «ЦНИИ «Гидроприбор» преобразован в АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» со стопроцентной собственностью государства. Концерн является головным обществом интегрированной структуры, в которую входят АО «НИИ мортеплотехники» (г. Ломоносов), АО «Завод «Дагдизель» (г. Каспийск), АО «Электротяга» (Санкт-Петербург) и АО «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент».
В 2019 г. произошло объединение Концерна и завода «Двигатель».
За весь период деятельности было разработано и передано флоту более 180 образцов торпедного, минного, противоминного оружия, приборов гидроакустического противодействия и другой специальной техники (в том числе около 70 образцов и модификаций торпед, 48 образцов и модификаций мин и минных комплексов), отдельные из которых в течение многих лет не имели, а некоторые и до настоящего времени не имеют зарубежных аналогов.
Около 95% образцов состоящего сегодня на вооружении ВМФ России морского подводного оружия были разработаны Концерном или при его непосредственном участии. Работы по 19 образцам были удостоены Ленинской, Государственной премий и премии Правительства РФ. Более 1800 сотрудников награждены орденами и медалями.
За время существования предприятий Концерна получено более 5000 патентов и авторских свидетельств. Подготовлено 40 докторов и около 300 кандидатов наук.
История территории
Машиностроительный завод Лесснера
Концерн располагается на территории, которую в позапрошлом веке занимали два крупных завода – машиностроительный завод Г. А. Лесснера и сахарный завод Л. Е. Кёнига.
Машиностроительный завод Лесснера
В начале 1853 г. по соседству с сахарным заводом на набережной Большой Невки началось строительство первых мастерских нового завода, принадлежавшего немецкому купцу I гильдии Густаву Арнольдовичу Лесснеру, по выпуску и ремонту типографских принадлежностей. Завод размещался между набережной Большой Невки (Сампсониевская набережная), Сахарным переулком и Оренбургской улицей.
В 1859 – 1867 гг. Лесснер строит новую двухэтажную мастерскую и котельную, расширяет литейную и кузнечную мастерские. Если в первые годы в мастерских Лесснера изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги, типографские принадлежности, то позднее стали выполняться более сложные заказы: паровые машинные котлы для перегретого пара, водотрубные паровые котлы и металлические конструкции.
Через несколько лет бывшее «Заведение типографских принадлежностей» превратилось в одно из крупнейших предприятий Петербурга и получило название Механического чугунолитейного завода «Г. А. Лесснер». После установки первого парового двигателя завод начал выпускать паровые машины и котлы, пользовавшиеся в стране широким спросом и конкурировавшие с подобными изделиями иностранных фирм.
В 1882 г. на Всероссийской промышленной выставке в Москве Г. А. Лесснер за хорошее качество паровых машин и развитие производства был удостоен права изображать на изделиях завода и рекламных проектах Государственный герб. Помимо изготовления паровых машин и котлов, завод приступил к производству разнообразных механизмов: прессов для изготовления призматического пороха по системе Вышнеградского, специальных машин для оборудования Российско-американской резиновой мануфактуры, механизмов для железнодорожного транспорта.
К 1897 г. за вклад в развитие отечественной промышленности завод был удостоен многих престижных наград, в том числе и на международных выставках.
К началу ХХ века завод почти полностью перешел на изготовление заказов Морского министерства, а с начала Первой мировой войны перестал выпускать гражданскую продукцию.
Сотрудничество завода «Г. А. Лесснер» с Военно-морским министерством началось в 1877 г. Вначале завод изготавливал поворотные краны для опускания донных мин в Кронштадте, а в 1878 г становится первым частным предприятием, приступившим к изготовлению мин и минных аппаратов для Военно-морского флота. Одновременно Лесснер вел переговоры с Морским ведомством о получении заказа на изготовление аппаратов для траверзной стрельбы минами Уайтхеда и самих мин, обещая, что они будут лучше английских.
В 1883 г. на заводе Лесснера была выпущена первая самодвижущаяся мина Уайтхеда, и завод получил заказ на пятьдесят мин для Морского ведомства.
В 1886 г. заводу поступает заказ на выпуск ста новых мин 19-футовой длины по образцу завода Уайтхеда, причем Лесснер обязуется изготовить две мины для испытания. К этому времени завод хорошо подготовился к выпуску новой продукции: было оборудовано специальное отделение для сборки мин, установлены станки, подготовлен специальный инструмент и приспособления. Впервые при заключении договора были составлены технические условия, в которых оговаривались требования по выпуску мин и форма формуляра на выпускаемые экземпляры (в него заносились данные замеров мины, ее испытаний, время изготовления и приемки).
Усовершенствованная мина в 1889 г. получает высокую оценку Военно-морского ведомства, в связи с чем дается рекомендация о необходимости поддержания непрерывного изготовления мин на заводе.
Еще одной яркой страницей истории завода Лесснера является попытка выпуска отечественных автомобилей. В 1901 г. наследники Лесснера бросили ставшее невыгодным производство паровых машин и котлов. К этому времени завод располагал всем необходимым для выпуска автомобилей в России, еще только вступавшей на путь отечественного автомобилестроения. За пять лет (с 1904 по 1909 гг.) завод «Г. А. Лесснер» выпустил около 100 автомобилей тринадцати (!) разновидностей. Руководство заключило договор с немецкой фирмой «Даймлер» о постройке двигателей внутреннего сгорания и автомобилей – малоизвестных моделей, сконструированных русским инженером Борисом Григорьевичем Луцким.
В 1906 г. «Г.А. Лесснер» удостоился престижного заказа – выпустил для председателя совета министров России графа С. Ю. Витте автомобиль с 22-сильным двигателем.
Аналогичная модель принимала в 1909 г. участие в гонке Рига – Петербург – Рига, устроенной Военным ведомством, и была одной из немногих, пришедших к финишу.
Свою продукцию «Лесснер» демонстрировал на 1-й Международной выставке в Петербурге, где получил Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».
Но вскоре ситуация изменилась. Казна предпочитала покупать за границей «Бенцы» и «Рено», а не развивать отечественное автомобилестроение. Кроме того, после поражения России в русско-японской войне страна нуждалась в восстановлении флота, поэтому заказы, связанные с флотом, сулили гораздо большие прибыли, чем выпуск автомобилей. Поэтому в 1910 г. завод прекратил выпуск автомобилей.
К сожалению, ни одной машины марки «Лесснер» не сохранилось.
Завод Лесснера имел самое непосредственное отношение к созданию подводных лодок в России. В 1912 г. в Ревеле (ныне Таллин) специально для постройки подводных лодок было основано Акционерное судостроительное общество «Ноблесснер». Его учредителями стали крупный промышленник, владелец механического завода на Выборгской стороне Э. Л. Нобель и директор Акционерного общества механических заводов «Г. А. Лесснер» М. С. Плотников. «Ноблесснер» должен был получать двигатели для подводных лодок с завода Нобеля, а минное и торпедное вооружение – с завода Лесснера.
Первая мировая война задержала строительство, но в 1916 г. «Ноблесснер» сдал флоту восемь лодок, в том числе «Тигр», «Львица», «Рысь», «Пантера» и другие, участвовавшие в Первой мировой и гражданской войнах.
К 1917 г. завод Лесснера стал одним из крупнейших военных предприятий Петербурга, пройдя путь от чугунолитейного и котельного завода до ведущего поставщика Военно-морского ведомства, сыграв важную роль в развитии русского военного флота и подводного оружия.
Революция и массовое участие в забастовках и стачках лесснеровских рабочих практически остановили деятельность завода. Он был законсервирован и возобновил работу только в 1926 г.
В 1927 г., в честь 10-летия Октября, лесснеровский завод получил название «Двигатель». В 1931 г. «Двигатель» отделился от Остехбюро и стал самостоятельным машиностроительным предприятием. На заводе началась организация массового производства новых изделий
История завода Лесснера показана в фильме, выпущенном к 165-летию завода «Двигатель» .
Сахарный завод Кёнига
Первую сахарную фабрику в Петербурге, работавшую на импортном сырье, начал строить в 1718 г. московский промышленник Павел Вестов. Находилась она на Выборгской стороне, на участке между Сампсониевским проспектом и берегом Большой Невки (ныне Пироговская набережная). Позднее это место стали называть Сахарным двором. Летом 1720 г. фабрика дала первую продукцию.
После смерти П. Вестова завод купили английские купцы Стефенс и Мей, но через 20 лет продали его Михаилу Кошкарову. В разное время завод переходил от одного владельца к другому. Дважды завод переходил в руки барона А. Л. Штиглица, который затем перепродал предприятие английскому купцу М. Е. Карру. Но и он не долго владел заводом. Когда дела пошли плохо, Карр вынужден был продать сахарный завод Л. Е. Кёнигу.
Новый владелец основательно взялся за перестройку завода. Леопольд Кёниг 15 лет работал простым рабочим на сахарном заводе и прошёл хорошую школу сахароварения. В Германии он изучил новую технологию изготовления сахара. Вернувшись в Петербург, Л. Е. Кениг приобрёл сначала завод в Екатерингофе, а затем, в 1862 г., купил второй завод – на Сампсониевской набережной. В 1867 г. Л. Кениг закрыл завод в Екатерингофе и всё производство сахара сосредоточил на Выборгской стороне.
Сахарное производство Л. Е. Кёниг организовал на самом современном уровне, внедряя новые технологии, которые он изучил в Германии.
Не только производство – социальная политика предприятий Кёнига была передовой для своего времени. Сахарозаводчик позаботился об устройстве быта своих работников, построив на территории завода несколько домов для служащих и общежития для рабочих. При заводе был больничный пункт. Работникам полагался отпуск, пенсия, различные пособия.
Кроме зданий производственного назначения, при заводе был построен особняк, сочетавший в себе жилые и служебные функции (в нём жила семья Кёнигов и располагалась контора администрации).
В 1874 г. Л. Е. Кёниг приобрёл в Харьковской губернии имение и довёл его площадь до 40 тысяч десятин. Здесь он выращивал сахарную свёклу. Кроме того, здесь же были построены два свеклосахарных завода.
Заводы Кёнига выпускали почти одиннадцатую часть всего рафинада, производимого в России 22 сахарными заводами (по данным 1910 г.). Санкт-Петербургский сахарный завод неоднократно принимал участие в промышленных выставках в России и за рубежом. Ещё в 1861 г. на петербургской мануфактурной выставке продукция Екатерингофского рафинадного завода получила большую серебряную медаль, а в 1870 г. после успеха на очередной выставке фирма получила право изображать на рекламных проспектах своей продукции государственный герб. В 1887 г. фирма участвовала во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Харькове и получила золотую медаль, а через десять лет на художественно-промышленной выставке в Стокгольме король Швеции и Норвегии Оскар II пожаловал ей звание поставщика Его Величества. Эти успехи наглядно подтверждают высокое качество сахарной продукции России.
В 1903 г. Л. Е. Кёниг скончался, оставив детям громадное состояние в 40 миллионов рублей. С 1905 г. наследники сахаропромышленника образовали торговое товарищество «Л. Е. Кёниг – наследники», а с 1913 г. единоличным владельцем фирмы стал младший сын Леопольда Егоровича Ю. Л. Кёниг.
Сахарный завод Л. Е. Кёнига просуществовал более полувека. В 1918 г. он был национализирован и вскоре, ввиду прекращения поставок сахарной свёклы с Украины, был закрыт.
В 1930 г. территория законсервированного сахарного завода была присоединена к территории завода «Двигатель».
До наших дней сохранилась труба сахарного завода (она датируется 1849 –1851 гг.), которая до недавнего времени была рабочей, и служебные корпуса при особняке, в которых располагаются производственные цеха. Конюшенный и Экипажный корпуса наряду с особняком признаны выявленными объектами культурного наследия.
Концерн сегодня
В военно-промышленном комплексе России Концерн играет ведущую роль в разработке, создании и поставке морского подводного оружия. Это обусловлено уникальностью предприятия, которое представляет собой комплексный центр, отвечающий за разработку, создание и производство практически всей основной номенклатуры морского подводного оружия, а также разрабатывает средства борьбы с ним. Заложенные конструкторами модернизационные возможности по обновлению вооружения позволяют с появлением новых научно-технических решений повышать его тактико-технические и эксплуатационные характеристики, продлевать срок службы, экономя на этом большие финансовые ресурсы. Экономической ситуацией, сложившейся как в стране, так и в Концерне, была продиктована необходимость такого подхода, в связи с чем практически на всех видах морского оружия проведены работы по глубокой модернизации.
В феврале 2015 г. Концерн включён в «Список системообразущих организаций РФ» как крупнейшее юридическое лицо, находящееся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающее существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность, являющееся головной компанией вертикально интегрированной системы, осуществляющей деятельность в промышленном секторе.
Экспортная деятельность Концерна составляет сегодня весомую часть портфеля заказов. При этом Концерн готов предложить не только поставку ранее разработанного оружия и обеспечение его жизненного цикла вплоть до утилизации, но и разработку (в том числе совместную) новых образцов в соответствии с требованиями заказчика. Так как продукция Концерна отличается высокими тактико-техническими эксплуатационными характеристиками при относительно низкой стоимости, она пользуется устойчивым спросом за рубежом. В рамках военно-технического сотрудничества за последние десятилетия большое количество образцов морского подводного оружия поставлено во многие страны (Индия, Венесуэла, Китай, Вьетнам, Алжир и др.). В настоящее время 36 образцов продукции, разработанной Концерном, находятся на вооружении 24 стран мира.
АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» традиционно является участником - лауреатом многочисленных международных выставок и салонов, где нашей продукцией интересуются специалисты и представители ВМС многих стран (Австралия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, ОАЭ, Польша, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР и др.).
Коллектив АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», решая текущие задачи, устремлён в будущее. Инновационный путь развития предопределяет необходимость творческого подхода ко всем задачам, стоящим перед предприятием.