История
ГНЦ РФ АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» ведёт свою историю от Центральной научно-технической лаборатории Военного ведомства, основанной 26 августа 1914 года. Непосредственные предшественники в советский период – Остехбюро, ЦКБ-36, ЦКБ-39, НИИ-400, занятые разработкой минного, противоминного и торпедного вооружения, самоходных или буксируемых подводных телеуправляемых аппаратов.
Собственная история АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» началась 11 февраля 1944 г., когда во исполнение постановления Государственного комитета обороны СССР № 4133сс от 15.09.1943 г. Народный комиссариат судостроительной промышленности издал приказ № 054 об организации в Ленинграде на инфраструктуре бывшего завода № 231 и базы катеров ЦКБ-36 Научно-исследовательского минно-торпедно-трального института № 400 (НИИ-400) НКСП.
![Приказ о создании НИИ-400 Приказ о создании НИИ-400](/netcat_files/userfiles/history/1. Приказ.jpg)
НИИ-400
![Полигон в Феодосии. 1977 г. Полигон в Феодосии. 1977 г.](/netcat_files/userfiles/history/4. Феодосия 1977.jpg)
1977 г.
![Полигон в Феодосии. 1977 г. Полигон в Феодосии. 1977 г.](/netcat_files/userfiles/history/5. Феодосия 1977.jpg)
1977 г.
![Натурные испытания в Феодосии. 2006 г. Натурные испытания в Феодосии. 2006 г.](/netcat_files/userfiles/history/6. Феодосия 2006.jpg)
в Феодосии. 2006 г.
![Натурные испытания в Феодосии. 2006 г. Натурные испытания в Феодосии. 2006 г.](/netcat_files/userfiles/history/7. Феодосия 2016.jpg)
в Феодосии. 2006 г.
Главными задачами института стали создание качественно новых и модернизация серийных образцов торпедного, минного и противоминного оружия.
В 1948 году в г. Ломоносове создаётся специализированный филиал института для разработки торпед с тепловыми двигателями.
![Опытовые суда Опытовые суда](/netcat_files/userfiles/history/2. Опытовые суда.jpg)
![Испытательные стенды на о. Коневец Испытательные стенды на о. Коневец](/netcat_files/userfiles/history/3. Коневец.jpg)
на о. Коневец
![Ордена «Гидпроприбора» Ордена «Гидпроприбора»](/netcat_files/userfiles/history/8. Ордена.jpg)
![Отделение ИУС и БА. 1990-е гг. Отделение ИУС и БА. 1990-е гг.](/netcat_files/userfiles/history/9. ИУС и БА 1990.jpg)
1990-е гг.
![Испытания на Ладоге. 2010-е гг. Испытания на Ладоге. 2010-е гг.](/netcat_files/userfiles/history/10. Ладога.jpg)
2010-е гг.
![Лаборатория исследования материалов. 2019 г. Лаборатория исследования материалов. 2019 г.](/netcat_files/userfiles/history/11. Лаборатория.jpg)
вание материалов. 2019 г.
В 1950-е годы институт превращается в многопрофильную организацию с развитой лабораторно-стендовой базой, собственным флотом опытовых кораблей и сильным опытным производством.
В 1966 году за успехи в деле создания оружия для ВМФ институт награждается орденом Трудового Красного Знамени. В том же году НИИ-400 переименован в НИИ «Гидроприбор».
В июле 1969 года НИИ «Гидроприбор» преобразован в Центральный научно-исследовательский институт «Гидроприбор» с включением в его состав ЦКБ-145. В связи с ростом и расширением институт превращается в головное предприятие отрасли. В 1972 году создан филиал в г. Уральске, в 1974 – филиал «Касатка» (Гагры). Успешно функционируют специализированные отделы института в г. Каспийске (Дагестан), Петропавловске (Казахстан), Феодосии (Крым) и Пржевальске (Киргизия).
В 1973 году институт становится головной организацией НПО «Уран», в которое также вошли завод «Двигатель» и филиалы института.
В 1982 году за большие заслуги в создании новой техники НПО «Уран» было награждено орденом Октябрьской Революции.
В 1991 году НПО «Уран» прекратило своё существование. ЦНИИ «Гидроприбор», завод «Двигатель» и филиал в Ломоносове, получивший название НИИ морской теплотехники, стали самостоятельными государственными предприятиями. Остальные филиалы и отделы института и значительная часть производственной базы отрасли оказались в сопредельных России государствах.
В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра, которым он владеет до настоящего времени.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.02.2004 г. № 133 ФГУП «ЦНИИ «Гидроприбор» преобразован в АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» со стопроцентной собственностью государства. Концерн является головным обществом интегрированной структуры, в которую входят АО «НИИ мортеплотехники» (г. Ломоносов), АО «Завод «Дагдизель» (г. Каспийск), АО «Электротяга» (Санкт-Петербург) и АО «Верхнеуфалейский завод «Уралэлемент».
В 2019 г. произошло объединение Концерна и завода «Двигатель».
За весь период деятельности было разработано и передано флоту более 180 образцов торпедного, минного, противоминного оружия, приборов гидроакустического противодействия и другой специальной техники (в том числе около 70 образцов и модификаций торпед, 48 образцов и модификаций мин и минных комплексов), отдельные из которых в течение многих лет не имели, а некоторые и до настоящего времени не имеют зарубежных аналогов.
![Ледовые испытания. 2017 г. Ледовые испытания. 2017 г.](/netcat_files/userfiles/history/12. Ледовые испытания.jpg)
2017 г.
![Международный военно-морской салон. 2019 г. Международный военно-морской салон. 2019 г.](/netcat_files/userfiles/history/13. ММВМС.jpg)
морской салон. 2019 г.
![Работа зубофрезерного станка Работа зубофрезерного станка](/netcat_files/userfiles/history/13а. Станок.jpg)
станка
Около 95% образцов состоящего сегодня на вооружении ВМФ России морского подводного оружия были разработаны Концерном или при его непосредственном участии. Работы по 19 образцам были удостоены Ленинской, Государственной премий и премии Правительства РФ. Более 1800 сотрудников награждены орденами и медалями.
За время существования предприятий Концерна получено более 5000 патентов и авторских свидетельств. Подготовлено 40 докторов и около 300 кандидатов наук.
История территории
Машиностроительный завод Лесснера
Концерн располагается на территории, которую в позапрошлом веке занимали два крупных завода – машиностроительный завод Г. А. Лесснера и сахарный завод Л. Е. Кёнига.
Машиностроительный завод Лесснера
В начале 1853 г. по соседству с сахарным заводом на набережной Большой Невки началось строительство первых мастерских нового завода, принадлежавшего немецкому купцу I гильдии Густаву Арнольдовичу Лесснеру, по выпуску и ремонту типографских принадлежностей. Завод размещался между набережной Большой Невки (Сампсониевская набережная), Сахарным переулком и Оренбургской улицей.
В 1859 – 1867 гг. Лесснер строит новую двухэтажную мастерскую и котельную, расширяет литейную и кузнечную мастерские. Если в первые годы в мастерских Лесснера изготавливались кузнечные горны, ремонтировались кареты и телеги, типографские принадлежности, то позднее стали выполняться более сложные заказы: паровые машинные котлы для перегретого пара, водотрубные паровые котлы и металлические конструкции.
Через несколько лет бывшее «Заведение типографских принадлежностей» превратилось в одно из крупнейших предприятий Петербурга и получило название Механического чугунолитейного завода «Г. А. Лесснер». После установки первого парового двигателя завод начал выпускать паровые машины и котлы, пользовавшиеся в стране широким спросом и конкурировавшие с подобными изделиями иностранных фирм.
![Реклама завода «Г. А. Лесснер» Реклама завода «Г. А. Лесснер»](/netcat_files/userfiles/history/14. Реклама.jpg)
«Г. А. Лесснер»
В 1882 г. на Всероссийской промышленной выставке в Москве Г. А. Лесснер за хорошее качество паровых машин и развитие производства был удостоен права изображать на изделиях завода и рекламных проектах Государственный герб. Помимо изготовления паровых машин и котлов, завод приступил к производству разнообразных механизмов: прессов для изготовления призматического пороха по системе Вышнеградского, специальных машин для оборудования Российско-американской резиновой мануфактуры, механизмов для железнодорожного транспорта.
К 1897 г. за вклад в развитие отечественной промышленности завод был удостоен многих престижных наград, в том числе и на международных выставках.
К началу ХХ века завод почти полностью перешел на изготовление заказов Морского министерства, а с начала Первой мировой войны перестал выпускать гражданскую продукцию.
Сотрудничество завода «Г. А. Лесснер» с Военно-морским министерством началось в 1877 г. Вначале завод изготавливал поворотные краны для опускания донных мин в Кронштадте, а в 1878 г становится первым частным предприятием, приступившим к изготовлению мин и минных аппаратов для Военно-морского флота. Одновременно Лесснер вел переговоры с Морским ведомством о получении заказа на изготовление аппаратов для траверзной стрельбы минами Уайтхеда и самих мин, обещая, что они будут лучше английских.
![Самодвижущаяся мина Уайтхеда (на переднем плане) в Музее морского подводного оружия Самодвижущаяся мина Уайтхеда (на переднем плане) в Музее морского подводного оружия](/netcat_files/userfiles/history/15. Уайтхед.jpg)
(на переднем плане) в
Музее морского
подводного оружия
В 1883 г. на заводе Лесснера была выпущена первая самодвижущаяся мина Уайтхеда, и завод получил заказ на пятьдесят мин для Морского ведомства.
В 1886 г. заводу поступает заказ на выпуск ста новых мин 19-футовой длины по образцу завода Уайтхеда, причем Лесснер обязуется изготовить две мины для испытания. К этому времени завод хорошо подготовился к выпуску новой продукции: было оборудовано специальное отделение для сборки мин, установлены станки, подготовлен специальный инструмент и приспособления. Впервые при заключении договора были составлены технические условия, в которых оговаривались требования по выпуску мин и форма формуляра на выпускаемые экземпляры (в него заносились данные замеров мины, ее испытаний, время изготовления и приемки).
![Формуляр на первую самодвижущуюся мину Уайтхеда калибра 45 Формуляр на первую самодвижущуюся мину Уайтхеда калибра 45](/netcat_files/userfiles/history/16. Формуляр.jpg)
самодвижущуюся мину
Уайтхеда калибра 45
Усовершенствованная мина в 1889 г. получает высокую оценку Военно-морского ведомства, в связи с чем дается рекомендация о необходимости поддержания непрерывного изготовления мин на заводе.
Еще одной яркой страницей истории завода Лесснера является попытка выпуска отечественных автомобилей. В 1901 г. наследники Лесснера бросили ставшее невыгодным производство паровых машин и котлов. К этому времени завод располагал всем необходимым для выпуска автомобилей в России, еще только вступавшей на путь отечественного автомобилестроения. За пять лет (с 1904 по 1909 гг.) завод «Г. А. Лесснер» выпустил около 100 автомобилей тринадцати (!) разновидностей. Руководство заключило договор с немецкой фирмой «Даймлер» о постройке двигателей внутреннего сгорания и автомобилей – малоизвестных моделей, сконструированных русским инженером Борисом Григорьевичем Луцким.
В 1906 г. «Г.А. Лесснер» удостоился престижного заказа – выпустил для председателя совета министров России графа С. Ю. Витте автомобиль с 22-сильным двигателем.
Аналогичная модель принимала в 1909 г. участие в гонке Рига – Петербург – Рига, устроенной Военным ведомством, и была одной из немногих, пришедших к финишу.
Свою продукцию «Лесснер» демонстрировал на 1-й Международной выставке в Петербурге, где получил Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».
Но вскоре ситуация изменилась. Казна предпочитала покупать за границей «Бенцы» и «Рено», а не развивать отечественное автомобилестроение. Кроме того, после поражения России в русско-японской войне страна нуждалась в восстановлении флота, поэтому заказы, связанные с флотом, сулили гораздо большие прибыли, чем выпуск автомобилей. Поэтому в 1910 г. завод прекратил выпуск автомобилей.
К сожалению, ни одной машины марки «Лесснер» не сохранилось.
Завод Лесснера имел самое непосредственное отношение к созданию подводных лодок в России. В 1912 г. в Ревеле (ныне Таллин) специально для постройки подводных лодок было основано Акционерное судостроительное общество «Ноблесснер». Его учредителями стали крупный промышленник, владелец механического завода на Выборгской стороне Э. Л. Нобель и директор Акционерного общества механических заводов «Г. А. Лесснер» М. С. Плотников. «Ноблесснер» должен был получать двигатели для подводных лодок с завода Нобеля, а минное и торпедное вооружение – с завода Лесснера.
![Подводные лодки на стапелях завода «Ноблесснер» Подводные лодки на стапелях завода «Ноблесснер»](/netcat_files/userfiles/history/20. Ноблесснер.jpg)
на стапелях завода
«Ноблесснер»
Первая мировая война задержала строительство, но в 1916 г. «Ноблесснер» сдал флоту восемь лодок, в том числе «Тигр», «Львица», «Рысь», «Пантера» и другие, участвовавшие в Первой мировой и гражданской войнах.
К 1917 г. завод Лесснера стал одним из крупнейших военных предприятий Петербурга, пройдя путь от чугунолитейного и котельного завода до ведущего поставщика Военно-морского ведомства, сыграв важную роль в развитии русского военного флота и подводного оружия.
Революция и массовое участие в забастовках и стачках лесснеровских рабочих практически остановили деятельность завода. Он был законсервирован и возобновил работу только в 1926 г.
В 1927 г., в честь 10-летия Октября, лесснеровский завод получил название «Двигатель». В 1931 г. «Двигатель» отделился от Остехбюро и стал самостоятельным машиностроительным предприятием. На заводе началась организация массового производства новых изделий
История завода Лесснера показана в фильме, выпущенном к 165-летию завода «Двигатель» .
Сахарный завод Кёнига
Первую сахарную фабрику в Петербурге, работавшую на импортном сырье, начал строить в 1718 г. московский промышленник Павел Вестов. Находилась она на Выборгской стороне, на участке между Сампсониевским проспектом и берегом Большой Невки (ныне Пироговская набережная). Позднее это место стали называть Сахарным двором. Летом 1720 г. фабрика дала первую продукцию.
![Леопольд Егорович Кёниг Леопольд Егорович Кёниг](/netcat_files/userfiles/history/23. Л. Е. Кёниг.png)
Кёниг
После смерти П. Вестова завод купили английские купцы Стефенс и Мей, но через 20 лет продали его Михаилу Кошкарову. В разное время завод переходил от одного владельца к другому. Дважды завод переходил в руки барона А. Л. Штиглица, который затем перепродал предприятие английскому купцу М. Е. Карру. Но и он не долго владел заводом. Когда дела пошли плохо, Карр вынужден был продать сахарный завод Л. Е. Кёнигу.
![Вид главного здания завода со стороны переднего двора Вид главного здания завода со стороны переднего двора](/netcat_files/userfiles/history/24. Передний двор.png)
завода со стороны
переднего двора
![Вид главного здания завода со стороны заднего двора Вид главного здания завода со стороны заднего двора](/netcat_files/userfiles/history/25. Задний двор.png)
завода со стороны
заднего двора
![Рафинадные вакуум-аппараты Рафинадные вакуум-аппараты](/netcat_files/userfiles/history/26. Вакуум-аппараты.png)
аппараты
![Труба сахарного завода Труба сахарного завода](/netcat_files/userfiles/history/30. Труба.jpg)
завода
![Экипажный и Конюшенный корпуса Экипажный и Конюшенный корпуса](/netcat_files/userfiles/history/31. Корпуса.jpg)
ный корпуса
Новый владелец основательно взялся за перестройку завода. Леопольд Кёниг 15 лет работал простым рабочим на сахарном заводе и прошёл хорошую школу сахароварения. В Германии он изучил новую технологию изготовления сахара. Вернувшись в Петербург, Л. Е. Кениг приобрёл сначала завод в Екатерингофе, а затем, в 1862 г., купил второй завод – на Сампсониевской набережной. В 1867 г. Л. Кениг закрыл завод в Екатерингофе и всё производство сахара сосредоточил на Выборгской стороне.
Сахарное производство Л. Е. Кёниг организовал на самом современном уровне, внедряя новые технологии, которые он изучил в Германии.
![Вывоз отпущенного товара по переднему двору. На заднем плане – дом для служащих Вывоз отпущенного товара по переднему двору. На заднем плане – дом для служащих](/netcat_files/userfiles/history/27. Дом для служащих.png)
товара по переднему
двору. На заднем пла-
не–дом для служащих
Не только производство – социальная политика предприятий Кёнига была передовой для своего времени. Сахарозаводчик позаботился об устройстве быта своих работников, построив на территории завода несколько домов для служащих и общежития для рабочих. При заводе был больничный пункт. Работникам полагался отпуск, пенсия, различные пособия.
Кроме зданий производственного назначения, при заводе был построен особняк, сочетавший в себе жилые и служебные функции (в нём жила семья Кёнигов и располагалась контора администрации).
В 1874 г. Л. Е. Кёниг приобрёл в Харьковской губернии имение и довёл его площадь до 40 тысяч десятин. Здесь он выращивал сахарную свёклу. Кроме того, здесь же были построены два свеклосахарных завода.
Заводы Кёнига выпускали почти одиннадцатую часть всего рафинада, производимого в России 22 сахарными заводами (по данным 1910 г.). Санкт-Петербургский сахарный завод неоднократно принимал участие в промышленных выставках в России и за рубежом. Ещё в 1861 г. на петербургской мануфактурной выставке продукция Екатерингофского рафинадного завода получила большую серебряную медаль, а в 1870 г. после успеха на очередной выставке фирма получила право изображать на рекламных проспектах своей продукции государственный герб. В 1887 г. фирма участвовала во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Харькове и получила золотую медаль, а через десять лет на художественно-промышленной выставке в Стокгольме король Швеции и Норвегии Оскар II пожаловал ей звание поставщика Его Величества. Эти успехи наглядно подтверждают высокое качество сахарной продукции России.
В 1903 г. Л. Е. Кёниг скончался, оставив детям громадное состояние в 40 миллионов рублей. С 1905 г. наследники сахаропромышленника образовали торговое товарищество «Л. Е. Кёниг – наследники», а с 1913 г. единоличным владельцем фирмы стал младший сын Леопольда Егоровича Ю. Л. Кёниг.
Сахарный завод Л. Е. Кёнига просуществовал более полувека. В 1918 г. он был национализирован и вскоре, ввиду прекращения поставок сахарной свёклы с Украины, был закрыт.
В 1930 г. территория законсервированного сахарного завода была присоединена к территории завода «Двигатель».
До наших дней сохранилась труба сахарного завода (она датируется 1849 –1851 гг.), которая до недавнего времени была рабочей, и служебные корпуса при особняке, в которых располагаются производственные цеха. Конюшенный и Экипажный корпуса наряду с особняком признаны выявленными объектами культурного наследия.
Концерн сегодня
В военно-промышленном комплексе России Концерн играет ведущую роль в разработке, создании и поставке морского подводного оружия. Это обусловлено уникальностью предприятия, которое представляет собой комплексный центр, отвечающий за разработку, создание и производство практически всей основной номенклатуры морского подводного оружия, а также разрабатывает средства борьбы с ним. Заложенные конструкторами модернизационные возможности по обновлению вооружения позволяют с появлением новых научно-технических решений повышать его тактико-технические и эксплуатационные характеристики, продлевать срок службы, экономя на этом большие финансовые ресурсы. Экономической ситуацией, сложившейся как в стране, так и в Концерне, была продиктована необходимость такого подхода, в связи с чем практически на всех видах морского оружия проведены работы по глубокой модернизации.
В феврале 2015 г. Концерн включён в «Список системообразущих организаций РФ» как крупнейшее юридическое лицо, находящееся в юрисдикции Российской Федерации, оказывающее существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность, являющееся головной компанией вертикально интегрированной системы, осуществляющей деятельность в промышленном секторе.
Экспортная деятельность Концерна составляет сегодня весомую часть портфеля заказов. При этом Концерн готов предложить не только поставку ранее разработанного оружия и обеспечение его жизненного цикла вплоть до утилизации, но и разработку (в том числе совместную) новых образцов в соответствии с требованиями заказчика. Так как продукция Концерна отличается высокими тактико-техническими эксплуатационными характеристиками при относительно низкой стоимости, она пользуется устойчивым спросом за рубежом. В рамках военно-технического сотрудничества за последние десятилетия большое количество образцов морского подводного оружия поставлено во многие страны (Индия, Венесуэла, Китай, Вьетнам, Алжир и др.). В настоящее время 36 образцов продукции, разработанной Концерном, находятся на вооружении 24 стран мира.
АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» традиционно является участником - лауреатом многочисленных международных выставок и салонов, где нашей продукцией интересуются специалисты и представители ВМС многих стран (Австралия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, ОАЭ, Польша, Финляндия, Франция, Швеция, ЮАР и др.).
Коллектив АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», решая текущие задачи, устремлён в будущее. Инновационный путь развития предопределяет необходимость творческого подхода ко всем задачам, стоящим перед предприятием.